Символ верности, мужества и веры: в Чебоксарах почтили память архиепископа Вениамина Новицкого

Жизнь и служение российских иерархов и пастырей 20 века - важные страницы многовековой истории православия. Многие из них сегодня мы открываем заново.

Символом верности, мужества и любви к Богу и Церкви является архиепископ Вениамин Новицкий. Вечер памяти, посвященный 125 - летию со дня его рождения, состоялся во Дворце культуры Тракторостроителей. 

Литературно — музыкальный вечер начался с пасхального песнопения, которое написал владыка Вениамин. И оно до сих пор исполняется во Введенском кафедральном соборе. Этот гимн с раннего детства знал и митрополит Чебоксарский и Чувашский Савватий. От архиепископа Вениамина, еще маленьким мальчиком, он услышал пророчество, что будет архиереем. 

-Он немного был на Чебоксарской кафедре, 3 с половиной года,- вспоминает Савватий, митрополит Чебоксарский и Чувашский. Но за это время оставил такой след в жизни Чебоксарской епархии, что все люди его помнят. Я сегодня еще раз хотел бы призвать разбудить народную память, чтобы каждый из вас мог донести об этом великом святом.

На долю архиепископа Вениамина Новицкого выпало много испытаний. Он прошел путь мученика, перенес оккупацию в годы Великой Отечественной войны, гонения, лагеря и продолжил служить Богу. Литературно - музыкальный вечер высветил основные этапы большого жизненного пути. В этот формат уместились и биография, и молитвы, и песнопения, и эмоции. 

-Формат интересен тем, что содержательный,- отмечает Андрей Амирханян, автор сценария, клирик Введенского собора. Он не развлекательный. Посыл осмысление человечности человека. Рассказ о выдающейся личности и заслуживает особого внимания как живая проповедь о Владыке.

Испытываешь некое духовное волнение, признается Татьяна Яфанова, которую пригласили на роль чтеца. 

-Меня тронуло, когда их на поезде увозили в Германию, - призналась Татьяна Яфанова, народная артистка Чувашии . Он же был в оккупированной Украине, и немцы стали увозить. И они молились, стоя на открытой платформе Богу, и Бог услышал их молитвы, поезд стал затормаживать, и на ходу они выпрыгнули на насыпь и остались в России. 

Но и на родине его ждали испытания. В 1944 году НКВД заподозрило владыку в пособничестве гитлеровцам, осудило на 15 лет исправительных лагерей в Магадане. 

После освобождения слабый, но не сломленный он вернулся в Троице-Сергиеву Лавру, священный Синод назначил его архиепископом Иркутским и Читинским. Там познакомился с ним и Виктор Гришин, сегодня – игумен Виталий.

Степенный, понимающий архиерей со всеми обращался ласково, никого не ругал. А на проповеди паства ему внимала так, что было слышно, как муха пролетит. Он обладал даром исцеления, был прозорливым, мог предсказывать события. Но главным его достоинством было самоотверженное служение, он нес его, несмотря на болезни и телесные немощи. 

него была епархия, начиная от Иркутска, заканчивая Сахалином. Он был один, сейчас там много владык. Мы уезжали на три месяца в командировку. Где на самолетах, повозках, лошадях, машинах, самолетах между приходами по тысячу км, - вспоминает игумен Виталий (Гришин), духовник кельи Святого Модеста на Святой Горе Афон .

В 1973 году архиепископа переводят в Чувашию. Последние годы жизни связаны с нашей республикой. Чувашская митрополия выступает с инициативой канонизации архиепископа. В 2006 году, когда состоялось перезахоронение владыки, обнаружили, что мощи его - нетленны. Сейчас архиепископ покоится в притворе Введенского собора. А у нас у всех есть такая святыня. И это настоящий святой, который молится за нас. 

Лидия Галактионова, Вадим Владимиров